Журнал "Дорожная Держава Дайджест"

ЦВЕТНЫЕ ПРОТИВОСКОЛЬЗЯЩИЕ ПОКРЫТИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

В последние три года в России (Москва), а также - по российскому примеру - в других странах СНГ активно применяются цветные противоскользящие покрытия нового поколения.
Традиционно в США, например, в Вашингтоне, проблемы обеспечения сцепления на развязках и участках разгона-торможения в районе остановок общественного транспорта решались путем механического фрезерования асфальтобетонных и цементобетонных покрытий, в совмещении с элементами дорожной разметки (рис. 1).
Однако на современном этапе для обеспечения требуемого коэффициента сцепления используются противоскользящие покрытия. Их выполняют, согласно проекту, требуемого цвета. Особенность данных технических решений в том, что они предназначены не только для транспортных средств (общественного транспорта), но и для пешеходов на переходах, в местах посадки, на «островках безопасности», специально выделенных полосах, пешеходных мостах.
В качестве примера применения новых материалов на автомобильных дорогах и мостовых сооружениях можно указать на новый материал Suregrip 924, который представляет собой систему обработки дорожных покрытий (вручную или механизированным способом), обеспечивающую повышенное сцепление. Система пригодна для использования также и на мостовых сооружениях, пешеходных переходах. Представляет собой термоусадочный битум с эпоксидной смолой с кальцинированным бокситным наполнителем. Такое сочетание позволяет обеспечить высокий коэффициент сцепления в мокрую и в сухую погоду. Система 924 наносится вручную или механизированным способом. Для нее разработана техническая спецификация Suregrip 924, которая принята Департаментом планирования Великобритании (ВВА) как Тип 1 сертификат № 98/Н002. Характерный пример применения материала Suregrip 924 приведен на рис. 2.
Материал соответствует требованиям к строительству (Specification for Highways Works), раздел 924, и обеспечивает требуемые показатели коэффициента сцепления согласно тестам по системе SCRIM. Покрытие является исключительно прочным, а низкая полируемость кальцинированного бокситного наполнителя обеспечивает требуемый срок его эксплуатации (до трех лет). Нанесенный слой быстро застывает и может быть пригоден к эксплуатации уже через три часа при температуре воздуха +20 °С.
В процессе устройства обеспечивается равномерное твердение. В процессе эксплуатации конструкция покрытия препятствует продавливанию и смешению частиц даже при резком торможении транспортных средств. После нанесения материала Suregrip обеспечивается высокая степень сопротивления маслам, бензину, противогололедным реагентам и другим агрессивным материалам. Покрытие устраивается при температуре от +5 до +35 °С при минимальном расходе материала 1,35 кг/м2 - Обеспеченные свойства материала покрытия (через 7 дней при t° = +23 °С): прочность при растяжении (И/мм2) минимум 10,5; удлинение при разрыве (%) минимум 30.
Кальцинированный бокситный наполнитель имеет полируемость в пределах 70-75 и AAV4, что обеспечивает высокое сцепление колес транспортных средств с поверхностью дорожного покрытия на более длительный срок по сравнению с обычно применяемыми наполнителями. Средняя плотность наполнителя колеблется в пределах 7-9 кг/м2. Гранулометрический состав: остаток на сите BS 3,35 мм - 5% max. Частицы менее чем сито BS 1,18 мм - 5% max. Наполнитель должен быть чистым и не содержать посторонних примесей.
Московское предприятие ООО «Дефшов» выполняет работы по устройству цветных полимербетонных покрытий из материала Suregrip 924 на пешеходных переходах и лестничных сходах. Были выполнены покрытия на нескольких переходах через МКАД, на переходах через 3-е кольцо и на других объектах. Примеры применения материала Suregrip 924 на пешеходных мостах в Москве (Чертаново) и в Санкт-Петербурге приведены на рис. 3.

Рис. 1 Регулярная шероховатая поверхностная обработка метолом фрезерования, Рис. 2 Пример применения материала Suregrip 924 на дорожном покрытии в аэропорту Шереметьево Рис. 1. Регулярная шероховатая поверхностная обработка метолом фрезерования на асфальтобетонном (а) и чементобетонном (б) покрытии (район Музея Смита, Вашингтон)
Рис. 2. Пример применения материала Suregrip 924 на дорожном покрытии в аэропорту Шереметьево

Примеры применения материала Suregrip Рис. 3. Примеры применения материала Suregrip 924 на пешехолных мостах в Москве (а) и Санкт-Петербурге (б)

Между тем, предприятие ООО «Дефшов» выполняет противоскользящие пешеходные покрытия на основе классических плиточных работ, пример которых приведен на рис. 4.
Также применяемое ООО «Дефшов» новое дорожное покрытие Imprint разработано фирмой Prismo (Великобритания). Imprint выполняет функции декоративного износостойкого шероховатого покрытия. При наличии 12 стандартных цветов по желанию можно подобрать любую цветовую гамму. Imprint полноцветный материал, поэтому при истирании поверхности его цвет не меняется. Покрытие обладает требуемым коэффициентом сцепления, огнеупорно, устойчиво к химически агрессивным средам, устойчиво к истиранию и ударам, вызванным движением тяжелого транспорта. Может быть нанесено практически на любые поверхности, на новый или старый бетон, асфальтобетон без удаления старого покрытия и устройства выравнивающего слоя и т.д. Одним из основных преимуществ покрытия является быстрая полимеризация материала; покрытие можно начинать эксплуатировать через 45 мин. после нанесения. Благодаря этому свойству оно подходит для использования в местах, где затруд¬нительно или невозможно перекрыть используемую для нанесения покрытия территорию даже на несколько часов.
Цвет может быть выбран по желанию заказчика. На горячее уложенное покрытие наносится с помощью штампов рисунок, имитирующий плитку. Рисунки могут быть разными, комбинироваться на всевозможных участках покрытия. Оно быстро выполняется (около 100 м2 в смену), долговечно, водонепроницаемо, не требует ухода. ООО «Дефшов» выполнило устройство покрытия Imprint на ряде пешеходных мостов (рис. 5), например, через Москва-реку в Нескучном саду.
Технология производства работ, выполняемых ООО «Дефшов», и окончательный вид устройства цветных противоскользящих покрытий на мостовых сооружениях из материала Imprint представлены на рис. 6.
Цветное противоскользящее покрытие на основе метилметакрилатных смол разработано и выпускается ЗАО «Технопласт» (г. Дзержинск, Московская обл., www.zaotechnoplast.ru).
Условия нанесения: рекомендуемая температура воздуха -5-+25 °С. Рекомендуемая температура основания 0-+25 °С. Основание должно быть без раковин и выбоин, предварительно очищенным от масел и других загрязнений. Срок службы покрытия 1 год.
На рис. 7 представлена конструкция цветного противоскользящего покрытия.
Технология нанесения противоскользящего покрытия заключается в следующем. На этапе приготовления грунта в смолу с помощью электродрели добавляется наполнитель в соотношении 1:1, затем добавляется катализатор в соотношении 2-4% на 1 кг смолы. Место нанесения по периметру обклеивается скотчем. Грунт распределяется на поверхности дорожного покрытия и равномерно разравнивается до толщины 1 мм. Расход грунта при этом составляет 1 кг/м2.
На этапе приготовления основного слоя в полимерную основу слоя вмешивается с помощью дрели навеска катализатора.

. Технология производства работ и окончательный вил цветных противоскользящих покрытий на мостовых сооружениях из материала Imprint Рис. 4.Традиционное противоскользящее покрытие на основе плиточных технологий, выполненное в Алексанлровском салу (наклонный участок)
Рис. 5. Пример устройства покрытия Imprint на пешехолном мосту

Технология производства работ и окончательный вид цветных противоскользящих покрытий на мостовых сооружениях из материала Imprint Рис. 6.Технология производства работ и окончательный вид цветных противоскользящих покрытий на мостовых сооружениях из материала Imprint

Полимерная основа выливается на дорожное покрытие и равномерно разравнивается до толщины 3 мм. Этапы производства работ (обклейка скотчем, распределение грунта и основного слоя) по устройству цветных противоскользящих покрытий представлены на рис. 8.
Этапы произволства работ по устройству цветных противоскользящих покрытий Через 3-5 мин. на полимерную основу высыпается и разравнивается цветная крошка и разравнивается (расход 7-8 кг/м2), после чего слой утрамбовывается ручным катком. Через 30-40 мин. лишняя цветная крошка удаляется щетками. Удаленная крошка пригодна для последующего нанесения. Теперь - несколько слов о нанесении лака. В лак добавляется катализатор в соотношении 2-4% на 1 кг смолы. Лак наносится тонким слоем валиком из ведра. Расход лака 0,3?0,6 кг/м2. Время живучести материалов с введенным катализатором - 15 мин. Объем единовременно приготавливаемой смеси должен соответствовать ее расходу на 5 м2. Приготовление большей дозы нецелесообразно, поскольку возможна потеря живучести за время нанесения. Типичный вид устройства цветных противоскользящих покрытий на пешеходных переходах и автобусных остановках в Москве из материалов ЗАО «Технопласт» представлен на рис. 9.

Фотографии к статье

А.В. Кочетков, д.т.н.,
профессор, академик транспорта, ФГУП «РОСДОРНИИ»
С.В. Овсянников, директор ООО «Дефшов»
С.И. Возный, директор ЗАО «Технопласт»